VT Sport - шаблон joomla

ХОККЕЙ (С ШАЙБОЙ), спортивная командная игра с клюшками и шайбой на специальной ледяной площадке. Цель игры – забить шайбу в ворота соперника. В матче побеждает команда, забросившая больше шайб.

В настоящее время хоккей культивируется во многих странах мира, активно развивается женский хоккей. Хоккей с шайбой (мужской и женский) входит в программу Олимпийских Игр.

Общее название «хоккей» предположительно происходит от старофранцузского hoquet (пастуший посох с крюком) и – помимо хоккея с шайбой, – включает еще три разновидности: хоккей с мячом, хоккей на траве и ринк-хоккей.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Хоккейные правила не раз менялись, – причем весьма существенно. Так, в 19 в. иным было количество игроков на площадке (9´9, затем – 7´7), команды обходились без запасных игроков, а в их составе были хоккеисты с необычным по современным меркам амплуа: например, так называемый ровер(англ. rover) – нападающий, имевший право играть только у ворот соперника.

По-иному вводилась в игру шайба. Судья клал ее на лед, разводил, держа руками, клюшки соперников и, подав соответствующую команду, отскакивал в сторону. Лишь со временем шайбу стали вбрасывать.

Долгое время применение силовых приемов допускалось исключительно в зоне защиты, – только в 1970 разрешили силовую борьбу по всему полю. Три года спустя перестали фиксировать пробросшайбы, если первым ее коснется игрок атакующей команды.

Одно из самых кардинальных изменений произошло в 2001: было отменено так называемое «правило красной линии», по которому игрок не мог принимать шайбу за средней линией, если она была послана из зоны защиты.

Подобные новшества вносятся в правила для того, чтобы сделать игру более динамичной, острой и зрелищной.

Площадка

Представляет собой прямоугольник с ровной ледяной поверхностью. Длина площадки 56–61 м, ширина – 26–30 м. (В Северной Америке площадки традиционно уже, чем в Европе.)

Площадка ограждена бортиком высотой 1,20–1,22 м, имеющим закругления (радиусом 7–8,5 м) в углах поля. На лицевых бортах за воротами по всей ширине поля (включая закругления) крепится защитный плексигласовый экран высотой 1,6–2 м. В средней части бокового бортика расположены две открывающиеся вовнутрь дверцы, предназначенные для выхода игроков на площадку. Еще две дверцы расположены напротив: на скамейке для оштрафованных игроков.

В 4 м от лицевых бортов поперек поля проведены красные линии ворот. Параллельно этим линиям (на расстоянии 10 м от них) обозначены синие линии, которые делят площадку на три зоны: зону защиты, среднюю зону и зону нападения. Средняя линия проводится поперек поля и делит его на две равные части. В центре площадки (на средней линии) обозначается центральная точка, на которой вбрасывается шайба – в начале каждого периода, а также после взятия ворот. Точки вбрасывания обозначены также по обе стороны от ворот на расстоянии 6 м от линии ворот и в средней зоне на расстоянии 1,5 м от синих линий. Вокруг точек вбрасывания у ворот (или, как их еще называют, точек конечного вбрасывания) и вокруг центральной точки очерчен круг радиусом 4,5 м. Точки конечного вбрасывания, а также точки вбрасывания в средней зоне расположены по обе стороны от воображаемой прямой, соединяющей центры ворот, и отстоят от нее на 7 м.

У судейского столика на льду обозначена специальная зона в виде полукруга радиусом 3 м – так называемая судейская площадь. Хоккеисты не имеют права находиться там в момент, когда главный судья сообщает что-либо или консультируется с кем-то из судей по той или иной игровой ситуации. Игрок, нарушивший это правило, наказывается дисциплинарным штрафом (см. ниже).

Ворота и площадь ворот

Рамка ворот состоит из двух вертикальных стоек и соединяющей их горизонтальной перекладины красного цвета. Высота ворот (от поверхности льда до нижней кромки перекладины) – 122 см, ширина (внутренний размер) – 183 см. Глубина основания ворот (от линии ворот до дальней точки рамы) – 60–100 см.

Верхняя конструкция рамы отстоит от горизонтальной перекладины на 35–40 см. Рама должна быть белого цвета.

Вертикальные стойки имеют штыри, под которые во льду высверливаются гнезда, что позволяет фиксировать ворота на месте. Примораживать ворота ко льду запрещено. Если игрок обороняющейся команды умышленно сдвигает ворота с места, на него накладывается штраф.

Рама обтягивается специальной металлической сеткой, не пропускающей шайбу.

Перед воротами красной линией очерчивается площадь ворот: обычно – в виде полукруга, реже – в виде прямоугольника. Линии, ограничивающие площадь ворот, считаются ее частью.

Клюшка и шайба. Шайба представляет собой плоский твердый диск из вулканизированной резины (или другого материала, одобренного ИИХФ) преимущественно черного цвета. Высота шайбы – 2,54 см, диаметр – 7,62 см, масса – 156–170 г. (В играх подростков и юношей младшей возрастной группы используются шайбы меньшего размера и массы.)

Во всех без исключения случаях шайба вводится в игру одним-единственным способом – вбрасыванием. (По правилам, игроки не имеют права касаться шайбы, пока она не коснется льда.)

Хоккейная клюшка состоит из крюка и ручки (палки). Длина ее от пятки (места соединения ручки с крюком) до конца ручки – 163 см, от пятки до конца крюка – 32 см. Максимальная ширина ручки – 3 см, толщина – 2,5. Ширина крюка должна быть не менее 5 и не более 7,5 см. Максимальная ширина крюка и ручки вратарской клюшки (на протяжении 71 см от пятки) – 9 см, а в пятке – 11,5 см. Крюк ее не только шире, но и длиннее, чем у клюшки полевого игрока: 39 см.

Клюшки изготавливаются из дерева и других материалов. Они могут быть обмотаны изолентой в любой части.

Глубина загиба крюка не должна превышать 1,5 см. За использование в игре клюшки нестандартного размера на игрока налагается штраф. Нередко соответствующие замеры производятся рефери по требованию команды-соперницы: в случае, если выявлено отклонение от стандарта, виновный игрок наказывается малым штрафом, – в противном случае наказанию подвергаются соперники.

Правилами запрещается также игра сломанной клюшкой. Хоккеист, у которого сломалась клюшка, может продолжить участие в игре, – при условии, что он бросит на лед сломанные части клюшки (в противном случае на него накладывается малый штраф). Это правило не распространяется на вратаря: он имеет право продолжать играть сломанной клюшкой – до остановки в игре или пока не получит другую клюшку через кого-либо из партнеров. Аналогичным способом может получить ее и полевой игрок.

Экипировка игрока

В нее (помимо клюшки) входят коньки, униформа и специальная защитная амуниция.

Хоккейная униформа состоит из свитера, рейтуз, трусов и шлема (выполняющего также защитную функцию).

На свитере и трусах игрока обозначается его номер – установленного размера и цвета, контрастного цвету самой формы. (Поскольку многие игроки отличаются тягой к необычным номерам, ИИХФ ввела специальное ограничение: номера хоккеистов варьируются в пределах от 1 до 99.) Сзади на свитере указывается и фамилия игрока. Спереди на свитере капитана нашивается также буква «C», а на свитерах его помощников (их может быть не более двух) – «A».

Если форма команд-соперниц настолько схожа по цвету, что это может привести к путанице в процессе игры (например, при определении взятия ворот или фиксации нарушения правил), команда-«хозяйка», по требованию рефери, должна сменить форму.

Требование цветового единообразия формы распространяется и на шлемы игроков – за исключением вратаря: он может носить шлем, отличный по цвету от шлемов полевых игроков.

Защитная амуниция хоккеиста включает шлем, перчатки, а также надеваемые под форму наколенники, налокотники, щитки и проч. приспособления. В матчах, проводимых под эгидой ИИХФ, игроки могут выступать только в защитных шлемах, отвечающих международным стандартам и застегнутых в соответствии с правилами. Если хоккеист в процессе игры появляется на площадке в шлеме с незастегнутым ремешком, он наказывается малым штрафом.

Хоккеисты играют в специальных хоккейных коньках, которые в обязательном порядке должны иметь безопасные пяточные концы – или защищенную пятку, соответствующую международным стандартам. Вратарские коньки чуть ниже, чем у полевых игроков.

В экипировку вратаря входят также вратарская маска, целиком закрывающая лицо, надеваемые на ноги поверх формы щитки (шириной не более 30 см), перчатка-ловушка и щиток, закрывающий кисть руки, в которой голкипер держит клюшку. Ширина щитка и ловушки (в районе запястья) не может превышать 21 см, а высота – 42 см.

Международными правилами предусмотрены также специальные плексигласовые маски для полевых игроков моложе 20 лет (их нередко так и называют «масочники»). Такие маски могут в индивидуальном порядке использовать и хоккеисты более старшего возраста, – обычно это делают игроки, получившие травму лица.

Продолжительность и формула игры

Хоккейный матч продолжается 60 минут чистого игрового времени: 3 периода по 20 минут каждый с 15-минутными перерывами между ними. Отсчет игрового времени ведет судья-хронометрист. После каждого периода соперники меняются воротами. Команды имеют право на протяжении матча взять по одному тайм-ауту(англ. time-out)– в основное или в дополнительное время, но только во время остановки в игре.

В случае, если регламентом соревнований ничейный исход в матче исключен, назначается дополнительный период – овертайм (англ. overtime – букв. «сверхурочное время»), продолжительностью 5, 10 или 20 минут. Игра ведется до первого гола (на хоккейном жаргоне «внезапная смерть»). На некоторых соревнованиях (например, в матчах кругового турнира чемпионата России), если и в овертайме не выявлен победитель, фиксируется ничья и соперники получают по одному очку (победа в основное время приносит, соответственно, 3 очка, в овертайме – 1, проигравшая команда в любом случае очков не получает.) На чемпионатах мира (в стадии плэй-офф)в подобной ситуации пробивается серия послематчевыхбуллитов. А в розыгрыше Кубка Стэнли НХЛ игра в овертайме в любом случае продолжается до первого гола – вне зависимости от количества сыгранных дополнительно периодов и общей продолжительности матча.

Составы команд

На матч от каждой команды может быть заявлено не более 22 хоккеистов (20 полевых игроков и 2 вратаря).

Непосредственно в момент игры на площадке могут находиться не более 6 хоккеистов одной команды (в случае, если один – или несколько – игроков команды отбывают наказание на скамейке для оштрафованных, число их партнеров, находящихся на поле, не может превышать, соответственно, пять или четыре). Нарушение численного состава карается малым скамеечным штрафом.

Судейство

Непосредственно на льду ход игры контролируют рефери (или главный судья) и два его помощника. Они носят униформу (черные брюки и черно-белые полосатые свитера), коньки, а с недавнего времени и черные хоккейные шлемы с укороченным пластиковым щитком. Рефери осуществляет общий контроль за игрой. Его решение является окончательным. Ассистенты фиксируют проброс, положение «вне

игры» и прочие игровые моменты, связанные с расположением хоккеистов и шайбы в той или иной зоне (по-английски помощников рефери так и называют «linesmen» – букв. «люди на линии»).

В состав судейской бригады входят также: двое судей, фиксирующих взятие ворот (по одному с каждой стороны); судья, фиксирующий счет в игре (с одним или двумя помощниками); судья-хронометрист; судья-информатор, судьи на скамейке для оштрафованных игроков, а также судья, обеспечивающий видеозапись игры. В спорной ситуации, связанной со взятием ворот, рефери, прежде чем принять окончательное решение, может просмотреть соответствующий фрагмент видеозаписи.

Во время матча только капитан команды или кто-то из его помощников (при условии, что они в этот момент не отбывают наказание на скамейке для оштрафованных) имеют право вступать в дискуссию с судьей относительно интерпретации им тех или иных игровых ситуаций. К числу таких ситуаций не относятся наказания, накладываемые на команду или кого-то из ее игроков. Обращение к рефери по этому поводу само по себе считается нарушением – и карается в соответствии с правилами.

Взятие ворот

Засчитывается главным судьей. Для того, чтобы гол был засчитан, шайба должна полностью пересечь линию ворот в пространстве между боковыми стойками.

Шайба не всегда попадает в ворота непосредственно от клюшки атакующего игрока. Если после броска она случайно отскочила от конька кого-то из его партнеров в ворота, гол засчитывается. Если же хоккеист намеренно ударил по шайбе ногой (или любой другой частью тела), гол не засчитывается – вне зависимости от того, попала ли шайба в ворота напрямую или предварительно задела кого-то из игроков.

Если шайба отскочила в ворота от игрока защищающейся команды, или он каким-либо способом сам завел ее в ворота, гол засчитывается. В случае отскока шайбы в ворота от судьи гол не засчитывается. Он также не засчитывается, если шайба была направлена в ворота высоко поднятой клюшкой или если ворота оказались сдвинуты с места – до того, как в них попала шайба.

Если игрок атакующей команды находится в площади ворот соперника до того, как туда попала шайба, взятие ворот не засчитывается. Исключение составляют ситуации, когда атакующий оказался в площади ворот в результате физического воздействия кого-то из игроков обороняющейся команды.

Нарушения правил и штрафы

Наиболее распространенные нарушения в хоккее:

* толчок соперника(в том числе толчок клюшкой и толчок на борт);

* атака игрока, не владеющего шайбой(силовые приемы в хоккее можно применять лишь против соперника, владеющего в данный момент шайбой, – сделав при этом не более двух шагов ему навстречу), а также нападение на вратаря(считается нарушением, даже если он вышел далеко из ворот);

* подножка, задержка соперника руками, зацеп, атака сзади;

* удар соперника (локтем, коленом и пр.);

* игра высоко поднятой (т.е. поднятой выше плеча) клюшкой, удар клюшкой, а также игра сломанной клюшкой или клюшкой нестандартных размеров;

* задержка шайбы руками, преднамеренное падение на шайбу(включая вратаря, если он вышел за пределы вратарской площади);

* нарушение процедуры вбрасывания шайбы или установленного порядка выхода со скамейки запасных (или оштрафованных) игроков;

* задержка игры (преднамеренный выброс шайбы за пределы площадки, смещение ворот и пр.);

* бросок клюшки на лед;

* грубая игра, драка;

* неспортивное и недисциплинированное поведение (игрок допускает симуляцию – так называемый«нырок» или «рыбку», оспаривает решение судьи или каким-то образом вмешивается в его действия, использует оскорбительные выражения и пр.).

При некоторых нарушениях наказание, согласно правилам, может быть различным – и зависит от интерпретации игровой ситуации главным судьей: например, было ли нарушение преднамеренным или нет, насколько велика ответственность игрока за участие в драке и т.д.

Правилами предусмотрены следующие наказания: малый штраф; малый скамеечный штраф, большой штраф; штраф за недисциплинированное поведение с правом немедленной замены; удаление до конца игры (с правом замены через 5 минут) и штрафной бросок (буллит).

Хоккеист, наказанный малым штрафом, удаляется с площадки на 2 мин чистого игрового времени – и не может на это время быть заменен другим игроком. Вратарь в случае нарушения им правил с площадки не удаляется, наказание за него отбывает кто-то из полевых игроков, команда при этом играет в численном меньшинстве. Оштрафованный игрок может вернуться на площадку досрочно, – в случае, если команда-соперник сумеет реализовать численное преимущество.

Если игрок, находящийся на скамейке для запасных или «штрафников», пререкается с судьями, вмешивается в игру и т.д., он наказывается малым штрафом. Если подобное нарушение допустил оштрафованный хоккеист, один из полевых игроков его команды, находящихся в этот момент на площадке, покидает ее.

Малый скамеечный штраф накладывается не на конкретного игрока, а на команду: за «общее» нарушение (например, численного состава) или за нарушение, непосредственного виновника которого не удается установить (к примеру, бросок предмета на лед со скамейки запасных). Для отбывания малого штрафа может быть назначен (тренером) любой игрок команды, кроме вратаря.Первый большой штраф влечет удаление провинившегося игрока (кроме вратаря) на 5 мин чистого игрового времени без права замены. Повторный большой штраф (в течение одной игры) автоматически приводит к удалению игрока до конца матча, его команда при этом 5 мин. играет в меньшинстве.

За недисциплинированное поведение хоккеист (за исключением вратаря) удаляется на 10 мин чистого игрового времени – с правом немедленной замены. Повторный дисциплинарный штраф (в одной игре) становится дисциплинарным штрафом до конца игры.

Хоккеист, удаленный до конца игры (за исключительную грубость и пр.), отправляется в раздевалку. Он не имеет права принимать участие в следующих играх команды, – пока его проступок не будет обсужден в организации, ответственной за проведение соревнований.

Дисциплинарные штрафы предполагают немедленную замену оштрафованного игрока.

Так называемый отложенный штраф применяется в случае, если в момент нарушения правил игроком на скамейке штрафников уже находятся два (или более) его партнеров по команде: по правилам, на площадке должно находиться не менее 3 полевых игроков от каждой команды. В такой ситуации провинившийся игрок удаляется с площадки и заменяется другим полевым игроком, – до того момента, пока не истечет штрафное время одного из его партнеров, оштрафованных ранее.

Возможно и обоюдное нарушение. От «обычного» оно отличается тем, что оба игрока-соперника отбывают штраф полностью, – даже если одной из команд удастся забить гол.

Если судья зафиксировал нарушение правил одной из команд (обозначив это соответствующим жестом), но шайба пока находится у соперника, игра не останавливается – до тех пор, пока провинившийся игрок или кто-то из его партнеров не коснется шайбы. Если команда-соперница сумеет забить гол, судья фиксирует взятие ворот, а оштрафованный игрок остается на площадке.

Штрафной бросок (буллит) назначается в следующих случаях:

* игрок обороняющейся команды умышленно сдвинул ворота, чтобы не дать сопернику забить гол (если это сделал полевой игрок, он также наказывается дополнительно большим штрафом);

* кто-то из оштрафованных (или находящихся на скамейке запасных) игроков вышел на поле, чтобы предотвратить взятие ворот;

* игрок (кроме вратаря), находясь в площади своих ворот, умышленно лег на шайбу, взял ее в руки (со льда) или подгреб под себя рукой;

* игрок обороняющейся команды умышленно бросил клюшку (или ее часть) в шайбу в своей зоне защиты, чтобы предотвратить взятие ворот;

* игрок, вышедший один на один с вратарем, подвергся нападению (или был сбит) игроком защищающейся команды – во избежание броска по воротам;

* за 2 (и менее) мин до окончания матча команда, имеющая на скамейке оштрафованных не менее двух игроков, нарушила численный состав.

Штрафной бросок может выполнять любой игрок команды (за исключением оштрафованных) – назначенный капитаном.

По сигналу судьи, игрок выполняющий буллит, ведет, не останавливаясь, шайбу от центральной точки к воротам соперника, и пытается поразить их.

Защищает ворота в момент выполнения буллита только вратарь. До начала выполнения штрафного броска он не имеет права покидать площадь ворот. После того, как игрок, выполняющий буллит, коснется шайбы, голкипер может защищать ворота любым разрешенным способом. Когда бросок по воротам произведен, выполнение буллита считается завершенным. Игрок, выполняющий его, не имеет права добивать в ворота шайбу, отскочившую от вратаря, стойки ворот или лицевого борта.

В некоторых ситуациях ненарушившей команде дается возможность выбора между выполнением штрафного броска в ворота соперника или удалением провинившегося игрока. В случае серьезного нарушения возможно «двойное наказание»: в виде буллита и штрафного времени.

Если нарушение зафиксировано на исходе игрового времени, то буллит выполняется сразу по окончании времени игры. Время необходимое для его выполнения в общее игровое время не включается.

Проброс шайбы и положение хоккеиста «вне игры». Два существенных игровых момента, связанных с делением хоккейной площадки на зоны.

Если хоккеист команды, играющей в равных составах с соперником (или в численном большинстве), находясь на своей половине поля, тем или иным способом отправляет шайбу за линию ворот другой команды, игра должна быть остановлена. После чего шайба вводится в игру в точке конечного вбрасывания в зоне нарушившей команды.

Если шайба, посланная игроком со своей половины поля, попадает в ворота соперника, засчитывается гол, – проброс в таком случае не фиксируется. Он также не фиксируется, если шайба до пересечения линии ворот прошла через площадь ворот, задела кого-то из игроков обороняющейся команды, попала на эту половину поля непосредственно от хоккеистов, участвующих во вбрасывании на другой его половине, или была брошена игроком команды, находящейся в данный момент в численном меньшинстве.

Если, по мнению линейного судьи, игрок противоположной команды (за исключением голкипера) имеет возможность сыграть с шайбой до того, как она пересечет линию ворот, но намеренно не делает этого, проброс не фиксируется и игра не останавливается.

Правило о положении «вне игры» во многом определяет хоккейную тактику. Согласно этому правилу, игроки атакующей команды не могут входить в зону нападения до того, как туда попадет шайба. Положение хоккеиста относительно синей линии определяется по его конькам, а не по клюшке. Игрок считается «вне игры», если оба его конька полностью находятся за синей линией в зоне атаки.

«Вне игры» не фиксируется, если игрок, владеющий шайбой, пересекает синюю линию впереди нее. А также в случае, когда хоккеист вводит или передает шайбу с свою зону защиты в то время, как там находится игрок (игроки) команды-соперницы.

Возможное «вне игры» – единственное ограничение, связанное с передачей (игрой в пас) в хоккее.

Формула соревнований

Хоккейные турниры проходят по одной из трех схем: круговой, с выбыванием или смешанной.

При круговой системе розыгрыша все команды-участницы играют друг с другом определенное количество матчей: победитель определяется по общему количеству очков, набранных во всех играх. Именно так долгое время разыгрывалось первенство СССР по хоккею.

Систему с выбыванием называют также «кубковой» или «плэй-офф». Команды-участницы разбиваются на пары. Победители пар (количество встреч в парах определяется регламентом соревнований) выходят в следующий этап розыгрыша, где снова делятся на пары (по жребию или в соответствии с определенной заранее схемой розыгрыша), – и так вплоть до финала, в котором и определяется победитель. Команды, потерпевшие поражение в полуфиналах, разыгрывают между собой третье место.

В настоящее время большое распространение получила «смешанная» система. На первом этапе (этапах) команды ведут борьбу по круговой схеме (в одной общей группе или нескольких подгруппах), после чего сильнейшие выходят в следующий этап, где розыгрыш продолжается уже с выбыванием.

Подготовка хоккеиста

Современный хоккей – игра высоких скоростей и больших нагрузок, что подразумевает серьезные требования к общефизической подготовке спортсмена. В программу занятий хоккеистов включаются силовые упражнения, бег, плавание и др. виды физической нагрузки, вырабатывающие силу, выносливость, подвижность и другие важные для хоккеиста качества.

ТЕХНИКА ИГРЫ

Как и тактика, техника игры со временем претерпела изменения и заметно усложнилась: в связи с изменениями в правилах, возросшей скоростью игры, ростом мастерства хоккеистов и пр. Технический арсенал постепенно обогащался неведомыми прежде приемами: такими, к примеру, как бросок щелчком (его изобретение приписывается игроку «Нью-Йорк Рейнджерс» «Бану» Куку, по некоторым сведениям, впервые опробовавшему подобный удар в 1933).

Подразделяется на технику игры полевых игроков и вратарей (во многих командах есть тренеры, занимающиеся исключительно работой с голкиперами).

В игровой технике голкиперов выделяют: перемещение, работу с шайбой (ловля, отбивание и накрывание), а также различные обманные движения.

Техника полевых игроков складывается из передвижения на коньках, владения клюшкой, корпусом и шайбой и силовых единоборств.

Основу хоккейной техники составляет катание на коньках. Передвижение игрока по площадке отличается не только быстротой, но и маневренностью. Хоккеист должен уметь свободно передвигаться спиной вперед (когда приходится отходить к свои воротам, контролируя перемещение шайбы и действия соперника). В определенных игровых ситуациях очень важно умение игрока быстро набрать скорость. Хорошее катание в сочетании с умелой работой корпусом и клюшкой (так называемый дриблинг)дает игроку огромные преимущества перед менее подвижными и техничными соперниками.

У вратарей своя специфика катания. Им по ходу игры не приходится передвигаться на большие расстояния, но работа коньками для них не менее важна, чем для полевых игроков. Своевременное и точное перемещение в воротах, игра – при необходимости – на выходах невозможны без хорошего катания.

Работа с шайбой полевых игроков включает остановку, отбор, ведение, пас и удар.

Остановка шайбы осуществляется не только клюшкой, но и рукой, ногой, а также корпусом. В современном хоккее большое распространение получил такой – требующий от спортсменов немалого мужества – прием, как ловля шайбы на себя. Он используется полевыми игроками при защите собственных ворот.

Отбор шайбы у соперника производится как с применением, так и без применения силовых приемов. Правилами допускается также удар по клюшке и ее подбивание. Удачный выбор позиции и хорошая реакция позволяют хоккеисту перехватывать шайбу, посланную соперником кому-либо из партнеров.

При ведении игроки нередко подыгрывают себе шайбу коньком или используют технический прием «клюшка – конек – клюшка» (например, при обводке соперника). Иногда хоккеисту, оставшемуся без клюшки, приходится вести (или отбрасывать) шайбу коньками. Правилами разрешен и пас коньком.

Хоккейные пасы, или передачи, различаются в зависимости от направления и скорости движения шайбы, местонахождения партнеров по команде и пр. Особенно ценится «искусство первого паса», позволяющее организовать быструю контратаку.

Различают удар по шайбе слева (когда игрок держит клюшку за конец ручки правой рукой, а за середину – левой) и, соответственно, справа. Хоккеисту-правше удобнее бросать шайбу слева, левше – наоборот. Поэтому иногда говорят об ударе с удобной или неудобной для игрока руки (стороны). (Соответственно, среди вратарей считается «неудобным» бросок под руку, в которой держится клюшка.)

Удары по шайбе подразделяют на щелчоки бросок.У каждого из этих ударов свои достоинства и недостатки. Щелчок позволяет ударить по шайбе сильнее, придать ей большую, – по сравнению с броском, – скорость. Зато бросок позволяет нанести более прицельный удар.

В отличие от отбивания шайбы, ее ловля и накрывание являются сугубо вратарскими приемами. Голкиперы специально отрабатывают их: как на ледяной площадке, так и за ее пределами – с помощью различных упражнений.

В технический арсенал полевого игрока входят также различные обманные движения (корпусом и клюшкой), с помощью которых он пытается запутать соперника, указав ему ложное направление своего движения, паса или удара по воротам (например, ложный замах). Используют финты и вратари – при игре у ворот и индивидуальных единоборствах с соперником. Обманные движения голкипера провоцируют противника на определенные – выгодные для вратаря-действия.

Силовые приемы используют для отбора шайбы у соперника или для его нейтрализации в момент получения им шайбы. В большинстве случаев соперник выводится из равновесия – при помощи разрешенных правилами толчков (плечом и пр.). Нередко, работая «на корпусе» соперника, хоккеист одновременно воздействует на его клюшку.

На тренировках хоккеисты специально отрабатывают умение вести борьбу на различных участках поля (за и перед воротами, – в том числе на «пятачке», у борта и пр.), а также отдельные игровые элементы: например, добивание шайбы в ворота.

Чрезвычайна важна в современном хоккее умелая игра на вбрасывании. По статистике, около трети всех шайб сейчас забрасывается после выигранного командой вбрасывания.

ТАКТИКА ИГРЫ

Подразделяется на тактику обороны и тактику нападения.

Тактика обороны – целенаправленные действия команды, не владеющей в данный момент шайбой, по нейтрализации атак соперника. В современном хоккее различают персональную, зонную и смешанную защиту. При персональной защите каждый игрок обороняющейся команды опекает «своего» хоккеиста команды-соперницы, при зонной – контролирует определенную часть игровой площадки, смешанная подразумевает сочетание персональной и зонной защиты. Очень эффективен такой оборонительный прием, как прессинг по всему полю. Основная его цель – не дать сопернику наладить организованные атакующие действия.

Под тактикой нападения подразумеваются организованные атакующие действия команды, направленные на взятие ворот соперника. Подразделяются на индивидуальные, групповыеи командные. Если успешность индивидуальных атакующих действий определяется исключительно мастерством хоккеиста, то групповая и командная атаки требуют четкого взаимодействия спортсменов.

Различают также атаку с ходу(т.е. скоростную атаку, ограниченную по времени и числу передач партнеров друг другу) и позиционное нападение – с долгим розыгрышом шайбы в зоне соперника. Атака с ходу, организуемая в результате ошибки соперника или удачного первого паса, во многом предпочитительней «осады» чужих ворот, когда противнику уже удалось наладить организованные действия в обороне. В этой ситуации атакующая команда пытается добиться успеха при помощи наигранных комбинаций. Немаловажно и умение атакующих сыграть нестандартно, неожиданно для защиты.

Тактику обороны и нападения следует отличать от оборонительной и наступательной тактики, т.е. приверженности команды пассивной, выжидательной игре от обороны (так, к примеру, играла сборная Финляндии в 1970-е, а среди современных российских клубов подобной игровой манерой отличается, прежде всего, тольятинская «Лада») или, наоборот, активным наступательным действиям: именно в такой хоккей всегда играла сборная СССР.

Одно из принципиальных понятий современного хоккея – так называемые звенья игроков, или пятерки. Выделяют и более мелкие тактические единицы: сыгранные тройки нападения и пары защитников. Надо заметить, что в североамериканском хоккее, – в отличие от тяготеющего к более комбинационной игре европейского, – практически не существует понятия пятерки как таковой. Знаменитая «Русская пятерка» Фетисов – Федоров – Константинов – Ларионов – Козлов, игравшая в свое время в «Детройт Ред Уингз», – одно из редких исключений. Тренеры североамериканских клубов чаще используют мелкие наигранные связки, в том числе с участием европейских легионеров (Нильсен-Хедберг, Ягр-Лемье, Селянне-Кари и др.).

Когда-то команды играли без смены состава. Но при современной скорости игры и, соответственно, огромных нагрузках, выпадающих на долю полевых игроков, такое просто невозможно. Один из немаловажных технических (и тактических) приемов в современном хоккее – смена состава в ходе встречи. Когда шайбой владеет соперник в своей зоне защиты, игроки другой команды стремятся максимально замедлить начало и развитие атаки, давая возможность партнерам быстро и четко произвести смену. Смена игроков обороняющейся команды – когда шайба находится в ее зоне, – зачастую связана со своевременной остановкой игры при помощи проброса шайбы или прижатия ее к борту.

Чрезвычайно важно в современном хоккее умение играть в неравных составах: в большинстве и меньшинстве. Соответствующие игровые ситуации специально отрабатываются на тренировках. Во многих командах есть хоккеисты, умеющие при необходимости «разыграть лишнего» или, наоборот, «убить время», не дать сопернику использовать численное преимущество.

Иногда команды искусственно создают численное преимущество на площадке – за счет замены вратаря полевым игроком. Подобный прием нередко используется проигрывающей командой в конце матча с тем, чтобы «спасти» игру, – а также в ситуации, когда по ходу встречи судья зафиксировал нарушение со стороны соперника, но свистка еще не дал.

Умелое варьирование состава – одно из основных достоинств хоккейного тренера, элемент тактического противоборства наставников команд-соперниц, цель которого – нейтрализовать наиболее сильных игроков и звенья соперника и, наоборот, в полной мере реализовать атакующий потенциал своих подопечных. Варьирование зависит от ситуации на площадке в тот или иной момент (например, игра в большинстве или в меньшинстве), общего характера игры, функционального состояния отдельных хоккеистов и т.д.

Долгое время команды играли в три пятерки (или смены). Тактическое новшество известного российского тренера В.В.Тихонова, еще в середине 70-х (во время работы в рижском «Динамо») предложившего игру в четыре звена, стало со временем общепринятой практикой.

Игровые амплуа

В современном хоккее различают следующие амплуа: вратарь (голкипер), защитник, нападающий (форвард).

Хорошего вратаря отличает, прежде всего, прекрасная реакция, координация движений, умение занять правильную позицию в воротах и организовать слаженные действия партнеров в обороне. С общим развитием хоккея вратарское искусство постепенно обогащалось новыми техническими приемами. (Хотя некоторые из них поначалу оказывались под запретом. Так, к примеру, одно время вратарь не имел права падать на колени, отражая шайбу, сейчас же это – один из основных приемов в игре голкипера.)

Основная функция защитников (различают левых и правыхзащитников) – оборонительные действия и помощь голкиперу, в том числе при борьбе непосредственно на «пятачке» перед воротами. Отсюда такое обязательное для защитника качество, как умение вести личные единоборства, требующее соответствующих физических кондиций. В большинстве своем современные защитники – высокорослые,

физически мощные спортсмены. Кроме того, игроки обороны нередко начинают атаку команды, что подразумевает наличие у них определенных скоростных качеств и отличного видения поля.

Главные достоинства нападающего – это, прежде всего, хорошее катание, мастерское владение клюшкой, умение выполнять финты и прицельно бросать шайбу с разных точек хоккейной площадки. Выделяют центральных и крайних (левых и правых) нападающих.

Несмотря на традиционную игровую специализацию, современный хоккей требует от спортсменов наличия универсальных качеств. (Не случайно среди индивидуальных призов НХЛ есть, к примеру, «Фрэнк Дж.Сэлк трофи», вручаемый «лучшему нападающему оборонительного плана»).

В современном, прежде всего – североамериканском, хоккее выделяют также полуофициальные игровые амплуа. В задачу «бойцов» (они же – «полицейские» или «тафгаи» – англ. tough guy, букв. грубый парень) входит устрашение противника, кулачные единоборства и «выключение» из игры наиболее опасных форвардов команды-соперника. Отсюда такая обязательная для клуба НХЛ фигура, как «телохранитель», основная функция которого – защита самых ценных игроков своей команды или кого-то из них персонально. Культивирование хоккейных мастеров кулачного боя не вызвано игровой необходимостью. Но профессиональный хоккей – это не только спорт, но и шоу, «звездами» которого, наряду с техничными нападающими или надежными вратарями, являются и суровые тафгаи.

Схема площадки

Максимальные размеры: 61 м в длину и 30 м в ширину.

Минимальные размеры: 56 м в длину и 26 м в ширину.

Углы площадки должны быть скруглены дугой окружности радиусом от 7 м до 8,5 м.

image001

Деление и разметка ледовой поверхности

Ледовая поверхность должна быть разделена по длине на части пятью линиями, нанесенными на льду и простирающимися непрерывно поперек площадки и продолженными вертикально вверх по поверхности бортов.

image002

Красные линии, нанесенные на расстоянии 4 м от лицевых бортов, шириной 5 см называются линиями ворот.

Поверхность льда между двумя линиями ворот должна быть разделена на три равные части линиями синего цвета, шириной 30 см, которые называются синими линиями.

Эти линии образуют три зоны:

* зона, в которой расположены ворота одной из команд защищающей эти ворота, называется зоной защиты

* центральная часть называется нейтральной зоной

* часть поверхности льда, наиболее удаленная от защищаемых ворот, называется: зоной нападения

По середине площадки должна быть нанесена красная линия шириной 30 см. Эта линия называется центральной линией.

Точки вбрасывания и Круги

Все точки и круги, которые наносятся на ледовой поверхности, предназначены для правильного расположения игроков во время произведения судьями вбрасываний, перед началом игры, перед началом каждого периода и после каждой остановки игры.

Площадь ворот

image003

На поверхности льда перед каждыми воротами должна быть нанесена красная линия шириной 5 см. (См. рисунок). Часть ледовой поверхности, ограниченная данной линией, называется площадью ворот. Площадь ворот должна быть окрашена в светло-голубой цвет.

Примечание: При интерпретации данного правила, под площадью ворот будет пониматься пространство, образованное разметкой площади ворот на льду и простирающееся вертикально вверх на 1,27 м до верхней кромки перекладины ворот.

Ворота

Ворота должны быть установлены на линиях ворот по центру площадки.

* Ворота должны быть высотой 1,22 м над поверхностью льда и шириной 1,83 м (внутренние размеры). Боковые стойки и перекладина ворот, соединяющая боковые стойки, должны быть определенной конструкции и изготовлены из материала с наружным диаметром 5 см. Боковые стойки и перекладина должны быть окрашены в красный цвет.

* В конструкции ворот должна быть предусмотрена рама, предназначенная для крепления сетки, размеры которой в глубь должны быть не более 1,12 м и не менее 0,60 м. Рама должна быть окрашена в белый цвет, за исключением наружной поверхности опорного каркаса, которая должна быть окрашена в красный цвет.

* Сзади к каркасу ворот должна крепиться сетка. Сетка должна крепиться таким образом, чтобы задерживать шайбу внутри ворот.

* Внутренние части каркаса, кроме боковых стоек и перекладины, должны быть обернуты белой гасящей набивкой. Гасящая набивка, прикрепленная к основанию каркаса, должна начинаться на расстоянии не менее 10 см от стоек ворот.

Примечания:

* Ворота с сетками должны быть установлены таким образом, чтобы они оставались неподвижными во время игры.

* На Олимпийских Играх, на мужском и женском Чемпионатах мира группы А, на чемпионатах мира Дивизион 1, на молодежных чемпионатах мира U20, U18, использование эластичных фиксаторов ворот обязательно. Настоятельно рекомендуется использовать их и на других соревнованиях.

Скамейки игроков

Каждая площадка должна быть оборудована двумя одинаковыми скамейками, предназначенными для размещения на них исключительно игроков в форме и официальных представителей обеих команд. Скамейки должны быть установлены на одной и той же стороне от игровой поверхности, непосредственно вдоль поля и напротив скамеек для оштрафованных игроков. Скамейки должны быть установлены на значительном расстоянии друг от друга или быть отделены друг от друга каким-либо другим способом, и располагаться в непосредственной близости от раздевалок игроков.

Каждая площадка должна быть оборудована двумя скамейками, которые называются скамейками для оштрафованных игроков. Они предназначены для размещения на них оштрафованных игроков. Каждая скамейка должна быть рассчитана для размещения на ней как минимум 5-ти игроков.

Красные и зеленые фонари

Позади каждых ворот должны быть установлены фонари:

* Красный фонарь должен включаться судьей за воротами, при взятии ворот;

* Зеленый фонарь будет включаться автоматически электрическими часами, в случае остановки времени судьей времени игры и по окончании каждого периода.

Примечания:

* Красный фонарь должен быть соединен с прибором времени таким образом, чтобы по окончании периода было бы невозможно для судьи за воротами зажечь его.

* По окончании периода, тот факт, что судья за воротами не имеет возможности включить красный фонарь, не означает обязательно, что взятие ворот не произошло. Определяющим фактором в данном случае, является, была или нет шайба полностью за линией ворот или в воротах, прежде чем закончился период.

* Цель зеленого фонаря — дать возможность главному и линейным судьям держать одновременно в поле зрения его и ворота и точно знать, когда кончается период.

Игроки в форме

Перед игрой, менеджер или тренер каждой команды должен представить судье или секретарю игры список с фамилиями и номерами игроков и вратарей, имеющих право принимать участие в игре, включая фамилии капитана команды и его заместителей. Каждой команде будет разрешено внести в список максимум: — 20 игроков, и — 2 вратарей, Примечания: 1. Не разрешается вносить какие-либо изменения или дополнения в список игроков после начала игры 2. Если в процессе игры, у команды нет возможности выпустить на лед необходимое количество игроков в форме, соответствующее данным правилам, вследствие отбывания штрафов или полученных травм, то в этом случае, Главный судья должен объявить об окончании игры.

Капитан команды

Каждая команда должна назначить капитана команды и не более двух его заместителей. На видном месте спереди своего свитера капитан команды должен иметь букву «С», а его заместители букву «А». Буквы должны отличаться по цвету и быть высотой 8 см.

На льду только эти обозначенные игроки, если они не оштрафованы, будут иметь право обсуждать с главным судьей любые вопросы, связанные с интерпретацией правил, которые могут возникнуть в процессе игры.

Важно: Выражение несогласия по поводу наложения штрафа НЕ является вопросом, относящимся к интерпретации правил. За такие действия на капитана команды или любого его заместителя должен быть наложен Малый штраф.

Примечания: 1. Вратарю, играющему тренеру или менеджеру запрещается быть капитаном команды или его заместителем. 2. Капитан команды или его заместители могут выйти на лед со скамейки игроков только по приглашению Главного судьи, если в этот момент они отсутствуют на льду. 3. Если на льду одновременно находятся капитан команды и его заместители, то право решения вопросов с Главным судьей имеет только капитан команды. 4. Игрокам, которые не имеют на своих свитерах знаков «С» или «А» не предоставляется право решения вопросов с Главным судьей.

Снаряжение

Снаряжение игроков и вратарей состоит из: клюшек, коньков, защитного снаряжения и верхней формы. Все защитное снаряжение, за исключением перчаток, шлемов и вратарских щитков, должно полностью носиться под верхней формой.

Форма

Все игроки каждой команды должны быть одеты в одинаковые по цвету свитера, трусы, гамаши и шлемы (за исключением вратаря, которому разрешено носить шлем, отличающийся по цвету от остальных в команде).

Основную сложность в хоккее вызывает определения положения "вне игры".

Канадские специалисты разработали доступную методику изучения основных положений "вне игры" и проброса шайбы. Она заключается в том, что объяснение правил начинается с изучения зон и разметок на хоккейной площадке. Далее последовательно изучаются положения " вне игры" и проброса шайбы в различных игровых ситуациях.

Положение "вне игры" на синей линии

Положение " вне игры" на синей линии имеет место, когда игрок атакующей команды пересекает синюю линию зоны соперника раньше, чем ее полностью пересекает шайба. Определяющим фактором положения "вне игры" является положение обоих коньков атакующего игрока относительно синей линии соперника в момент его полного пересечения. Если хоть один конек атакующего игрока находится в средней зоне или на синей линии в момент полного пересечения шайбой синей линии, положение "внеигры " не фиксируется и игра продолжается.

Шайба на синей линии

В ситуации, когда атакующая команда находится в зоне соперника и шайба при передаче назад оказывается на синей линии и затем вновь передается вглубь зоны, положение "вне игры" не фиксируется, если шайба не пересекла синюю линию И не вышла в среднюю зону. Необходимо помнить, что если шайба находится в зоне защиты, вся ширина синей линии считается частью зоны защиты, а если шайба находится в средней зоне - частью средней зоны.

Передача шайбы с отскоком от игрока

Если оба конька одного из атакующих игроков находятся в зоне соперника в момент, когда после передачи партнера шайба попала в игрока другой команды, отскочила от него или от его клюшки и полностью пересекла синюю линию, фиксируется положение "вне игры". Введение этого правила явилось результатом слишком большого числа голевых ситуаций, создаваемых у синей линии зоны соперника, и помогло предотвратить ситуации, когда один из нападающих атакующей команды посылается в зону соперника и затем ему следует пас с преднамеренным отскоком шайбы от игрока команды-соперника.

Проброс шайбы

Проброс шайбы фиксируется в том случае, если шайба после броска или отскока от игрока команды, владеющей шайбой и находящейся в численном большинстве или равном составе по отношению к команде соперника, на половине атакующей команды (до красной линии) проходит по прямой или с отскоком от борта половину средней зоны, всю зону защиты и пересекает линию ворот соперника

Ниже приведены ситуации, в которых проброс шайбы не засчитывается: 1. Оба конька хоккеиста, владеющего шайбой, находятся наполовине атакующей команды (до красной линии), однако его клюшка и шайба в момент броска находятся на половине соперника (за красной линией). Шайба проходит через всю половину соперника и пересекает линию ворот. 2. Игрок атакующей команды, полностью находясь на своей половине площадки (до красной линии), посылает шайбу таким образом, что она попадает в кого-то из игроков (партнера или соперника), находящихся в средней зоне на половине соперника, или в его клюшку и, отскочив, пересекает зону защиты и линию ворот команды соперника. 3. Игрок атакующей команды, полностью находясь на своей половине площадки (до красной линии), посылает шайбу через всю половину соперника, но шайба прежде чем пересечь линию ворот проходит через вратарскую площадку соперника.

Необходимо помнить, что арбитр имеет право не фиксировать проброс шайбы и продолжить игру, если, по его мнению, один из хоккеистов обороняющейся команды (кроме голкипера) имел возможность перехватить шайбу до пересечения ею линии ворот, но намеренно не сделал этого. Для спортсменов, начинающих играть в хоккей, во время тренировочных и товарищеских встреч положение "вне игры" можно не фиксировать. Это дает возможность не делать частых остановок в игре, располагаться хоккеистам на площадке где угодно и применять любые передачи.

По мере освоения занимающимися основных тактических навыков игры необходимо вводить положение "вне игры". В хоккее существуют различные виды наказаний провинившихся игроков за нарушения правил игры. Советуем запомнить юным хоккеистам, что судья обязательно удалит игрока с поля за игру высоко поднятой клюшкой (выше плеча), задержку соперника клюшкой, толчок в спину и атаку соперника не владеющего шайбой (блокировку). К нарушившему правила игроку применяются различные виды наказаний...